Индия транспорт характеристика. Транспорт в Индии

Индия транспорт характеристика. Транспорт в Индии
Индия транспорт характеристика. Транспорт в Индии

Водный транспорт

По рекам Индии ходят различные судна – от больших паромов до деревянных каноэ. За отдельную плату на них можно везти велосипеды.

Регулярное паромное сообщение соединяет материковую Индию с портом Блэр на Андаманских островах. Время поездки – около 60 часов с отправлением из Ченнаи и 56 часов из Калькутты. Из Вишакхапатнам до Андаманских островов есть отдельные рейсы. С октября по май паромы курсируют из Кочи (штата ) до Лакшадвипа. Длительность поездки – около 20 часов.

Автостоп

В Ладакхе, Лахауле и Спити за отдельную плату водители грузовиков иногда берут на борт попутчиков. Обратите внимание, что мало кто из них говорит по-английски, поэтому могут возникнуть сложности в общении. Женщинам в одиночку настоятельно не рекомендуется ловить попутку.

Автомобили и мотоциклы

В Индии редко берут в аренду просто автомобили, чаще берут их вместе с водителем, что довольно доступно и удобно.

Взять напрокат автомобиль для самостоятельного вождения можно только в крупных городах. Из-за довольно тяжелых дорожных условий туристы практически всегда нанимают водителей. Budget (www.budget.com) и Hertz (www.hertz.com) – эти международные компании имеют представительства в Индии. Для оформления документа об аренде вам понадобится Международное водительское удостоверение.

Мотоциклы

В Индии очень популярны путешествия на мотоциклах. Ездить на мотоцикле по индийским дорогами гораздо проще, чем на машине. Есть несколько разработанных туристических маршрутов специально для мотоциклистов.

Классический способ объехать Индию – это на мотоцикле Enfield Bullet, сконструированного на подобие моделей 1940-х годов. Такие мотоциклы легко ремонтируются, запчасти к ним можно найти практически везде. Конечно, они менее надежны, чем, например, современные японские мотоциклы.

Туристические маршруты начинаются из Дели. Популярные направления – Раджастхан, Южная и . Раньше было нельзя пересекать границу с Пакистаном на мотоцикле, но, возможно, закон уже изменился. В , и Бутан можно проехать, но для этого нужны специальные документы. Получить их можно в посольстве.

Прокат

Существует великое множество пунктов проката мотоциклов как на небольшие, так и на длительные поездки. Японские и индийские мотоциклы мощностью в 100-150 л.с. стоят дешевле, чем те, чья мощность составляет 350-500 л.с. В качестве залога вам нужно будет оставить свой паспорт, авиабилет или внушительную денежную сумму.

Одна из самых надежных компаний для долгосрочной аренды – это Lalli Motorbike Exports. Мотоцикл мощностью 500 л.с. можно арендовать за 13000 рупий на три недели и за 23000 рупий на восемь недель. В стоимость входит ускоренный курс обучения по ремонту мотоцикла.

Страхование

Обязательно оформляйте страховку на транспортное средство – без нее вы можете понести существенные потери. В хороших компаниях страхование ответственности перед третьими лицами изначально включено в договор аренды.

Для проката мотоцикла тоже нужна страховка. Минимальная стоимость страхования – 300-500 рупий в год. Эта сумма покроет ремонт транспортного средства и расходы на медицинское обслуживание. Комплексная страховка – 500-2000 рупий в год.

Солидные компании, в которых можно приобрести мотоциклетные туры:

Blazing Trails (www.jewelholidays.com)

Classic Bike Adventures (www.classic-bike-india.com)

Ferris Wheels (www.ferriswheels.com.au)

H-C Travel (www.hctravel.com)

Himalayan Roadrunners (www.ridehigh.com)

Indian Motorcycle Adventures (homepages.ihug.co.nz/~gumby)

Indian Shepherds (www.asiasafari.com)

Lalli Singh Tours (www.lallisingh.com)

Moto Discovery (www.motodiscovery.com)

Royal Expeditions (www.royalexpeditions.com)

Saffron Road Motorcycle Tours (www.saffronroad.com)

Wheel of India (www.wheelofindia.com)

Покупка

Если в ваши планы входит длительное путешествие по Индии, то стоит задуматься о приобретении собственного мотоцикла. Широко доступны подержанные «байки», и купить их намного проще, чем автомобиль.

Sacred India Tours (www.sacredindia.com). Религиозные туры с элементами йоги, медитации и Аюрведы.

World Expeditions (www.worldexpeditions.com.au). Кулинарные туры, пешеходные экскурсии, велосипедные туры, волонтерские поездки.

Местный транспорт

Автобусы, велосипедные рикши, авторикши, такси, лодки и пригородные поезда – все это составляют внутреннюю транспортную сеть городов Индии. Если при оплате проезда на каком-то виде транспорта не предусмотрен фиксированный тариф, то можно договориться о стоимости с водителем. Некоторые таксисты могут отказаться включать счетчик – в этом случае вам лучше найти другую машину. Всегда имейте при себе мелочь, так как в рикшах и в такси часто не бывает сдачи.

Индийская авторикша – это трехколесный мотоцикл с кабиной, куда могут вместиться два пассажира и багаж. Услуги авторикш, как правило, дешевле, чем такси (но не везде), хотя и заставить водителя включить счетчик – непростая, но нужная задача.

Викрамы – это крупногабаритные авторикши для большего числа пассажиров. Они ездят по определенным маршрутам, принимая фиксированную плату за проезд. Велорикша – это велосипед с двумя задними колесами и сиденьями для пассажиров и навесом сверху (для мокрой погоды).

В крупных городах этот вид транспорта практически отсутствует, но в небольших населенных пунктах велорикши остаются популярным средством передвижения. Стоимость проезда устанавливается заранее.

С местных жителей берут плату в меньшем размере, чем в иностранцев. Учитывая физические усилия, которые затрачивает на свою работу водитель велорикши, вы вряд ли пожалеете им несколько лишних рупий. 20-40 рупий – справедливая цена на 1-2 км пути. Чаевые всегда высоко ценятся.

В некоторых городах до сих пор ездят tongas (конные двухколесные транспортные средства) и victorias (конные экипажи). В и Калькутте есть метро, а в последней – еще и трамваи. В , Дели и Ченнаи функционируют сети пригородных поездов.

Воздушный транспорт

В трех крупных индийских авиакомпаниях – Indian Airlines, Jet Airways и Air Sahara – местные жители расплачиваются рупиями, а иностранцы – долларами . Места в эконом-классе можно заказать по телефону, через турагентов или Интернет. Тарифы изменяются постоянно, и сэкономить можно, только заказав билет заранее.

Регистрация на внутренние рейсы начинается за час до вылета. К каждому предмету ручной клади необходимо прикрепить багажную этикетку. На некоторые рейсы, например, в , запрещается приносить на борт самолета ручную кладь. Все электронные устройства с вынутыми батареями следует разместить в специальную камеру. Фотографировать запрещено, но это правило не везде соблюдается.

Рейсы некоторых небольших авиакомпаний могут отмениться в том случае, если не набралось достаточного количества пассажиров, чтобы покрыть расходы. За отмену рейса положен возврат определенной суммы. Если вы летите эконом-классом, то вам можно брать 20 кг багажа (10 кг для небольших самолетов). 30 кг положено бизнес-классу.

Некоторое время назад в сети внутренних авиарейсов начались бурные процессы. Государственный авиаперевозчик Indian Airlines (www.indian-airlines.nic.in) еще недавно обладал самым обширным ресурсом, но вскоре его начали теснить частные авиакомпании - Jet Airways (www.jetairways.com) и Air Sahara (www.airshahara.net).

В настоящее время несколько компаний предлагают билеты по выгодным ценам, которые можно заказать через Интернет. Однако особо на дешевизну уповать не стоит: тарифы меняются ежедневно, и нет никакой гарантии, что скоро не будет спада в этом бизнесе. Если примерно оценить, то один час полета вам обойдет примерно в 150 долларов .

Кажется, что новые авиакомпании растут как грибы, поэтому рекомендуем вам посоветоваться насчет перевозчика с местными турагентствами.

Air Deccan (www.airdeccan.net). Недорогие цены и постоянно пополняющийся список направлений, в том числе в Кашемир, долину Кулу и северо-восток Индии.

Air India (www.airindia.com). Национальный перевозчик, обслуживает ряд внутренних рейсов, обычно выходящих из международных терминалов.

GoAir (www.goair.in). Новая компания. Соединяет практически со всеми основными городами Индии.

Indian Airlines (www.indian-airlines.nic.in). Имеет дочернюю компанию Alliance Air. Крупный внутренний перевозчик, заведующий рейсами по всей Индии, а также международными направлениями в 20 соседних с Индией стран.

IndiGo (www.goindigo.in). Бюджетный перевозчик. Планирует расширить авиапарк до 100 новых самолетов.

Jagson Airlines (www.jagsonairline.com). Маленькие самолеты и небольшие взлетно-посадочные полосы в штате Химачал-Прадеш.

Jet Airways (www.jetairways.com). Многие оценивают ее как лучшую авиакомпанию Индии. Она обслуживает всю страну, плюс Шри-Ланку, Юго-Восточную Азию и Великобританию.

Kingfisher Airlines (www.flykingfisher.com). Да, это – собственность пивной компании. Есть рейсы в Кашемир, южную Индию и северо-восток.

Sahara Airlines (www.airsahara.net). Внутренние и международные рейсы.

Spicejet (www.spicejet.com).

Велосипеды

На ввоз велосипедов в Индию нет ограничений, но дешевле купить велосипед по прибытию или взять в аренду. Лучший выбор – это горные велосипеды, которым нипочем ямы и рытвины, которыми испещрены дороги Индии. Советуем брать с собой в длительные путешествия запасные шины, тормозные кабели, смазочное масло и другие запчасти и инструменты. Велосипеды можно бесплатно или за небольшую плату перевозить на крышах автобусов.

Перед тем, как решиться на индийское велопутешествие, прочитайте следующие книги: Rob van de Plas’ Bicycle Touring Manual (Bicycle Books, 1987) и Stephen Lord’s Adventure Cycle-Touring Handbook (Trailblazer Publications, 2006). Много полезной информации можно найти в местных велосипедных журналах.

Правила дорожного движения в Индии практически не соблюдаются. Особенно опасно ездить по автотрассам и шоссе, лучше придерживайтесь второстепенных и проселочных дорог. Разумно оценивайте свои силы: опытный велосипедист может проехать 60-100 км в день по равнинам, 40-60 км по горным дорогам, и менее 40 км – по грунтовым.

Прокат

Легче всего взять напрокат велосипед в большом туристическом центре, например, на , Хамли или Лехе. Индийский велосипед обойдется вам в 30-100 рупий в день. Пункты проката могут потребовать у вас залог (деньги, авиабилеты или паспорт).

Покупка

Самое лучшее место, где можно купить велосипед – это велосипедный рынок Jhandewalan в . Здесь продаются как индийские, так и иностранные велосипеды, новые и подержанные, а также запчасти к ним. Цены на велосипеды известных брендов - Hero, Atlas, Hercules или Raleigh – стоят от 2000 рупий. Можно легко перепродать свой велосипед – подробности продажи можно уточнить в веломагазинах. Если велосипед находится в хорошем состоянии, то вы сможете выручить до 50% от цены, за которую его купили.

Транспорт Индии

Международное сообщение

Хорошо развита в Индии сеть международных воздушных перевозок, осуществляемых "Air India" и другими авиакомпаниями. Компания "Indian airlines" обеспечивает перелеты по внутренним линиям и в близлежащие страны. Кроме воздушных, есть морские и наземные пути сообщения со странами: Шри-Ланка (паромы из Рамешварама (линия не обслуживается во время муссонов); Пакистан (на сегодняшний день единственный маршрут наземного транспорта, соединяющий Амритсар и Лахор); Непал (самый практичный и популярный маршрут - железнодорожный, до Раксаула (Бихар), а затем автобусом до Катманду; есть поезд до Нантанва (Уттар-Прадеш), а затем автобусом до Катманду/Покхары или от Бхайравы до Лумбини транзитом на Покхару; можно доехать автобусом через южные долины от Дарджилинга до Катманду); Бутан (поездом до Силигури, затем автобусом до Пунтшолинга; есть также авиарейсы от Калькутты до Паро (Тхимпху), осуществляемые "Друк Эйр"); Бангладеш (поездом от Калькутты до Бангаона (Западная Бенгалия), рикшами через бенгальскую границу с пересадкой в Кулне или Джессоре для дальнейшего следования в Дакку или из Дарджидинга через Силигури, затем поездом или автобусом до Хальдибари); Бирма (наземного сообщения нет); Китай (наземного сообщения нет).

Авиационный транспорт

В Индии расположены 4 наиболее крупные аэропорта, из которых два международных - Дели и Бомбей.

Дели ("Дели Интернэшнл"), 21 км на юго-запад от города. Из аэропорта ходят чартерные автобусы по "Конат плейс" и такси (по фиксированному тарифу заказ внутри аэропорта).

Мумбай (Бомбей), 29 км севернее города (время в пути 40 минут). Чартерные автобусы до офиса "Air India" и крупных отелей. Такси до города по фиксированному тарифу.

Калькутта, 17 км на северо-восток от города (время в пути 20 минут). Идут чартерные автобусы до офиса "Индийских авиалиний" и крупных отелей. До города можно добраться и на такси.

Ченнай (Мадрас), 16 км на юго-запад от города. Чартерный автобус встречает все рейсы, пребывающие с 09:00 до 23:00. Поезд каждые 20-30 минут с 05:00 до 23:00. Рейсовый автобус каждые 35 минут с 05:00 до 22:00. Такси.

Авиакомпания "Indian airlines" обслуживает одну из крупнейших в мире сетей внутренних рейсов - около 70 городов. "Indian airlines" осуществляют также регулярные рейсы в соседние страны - Пакистан, Непал, Бангладеш, Шри-Ланку, Афганистан и Мальдивы.

Если вы путешествуете в пик туристического сезона (сентябрь-март), то заказывайте билеты заранее, потому что в это время рейсы сильно загружены. В аэропорт следует прибывать за 2 часа для регистрации и специального контроля в аэропорту. В некоторых городах имеются аэровокзалы, откуда автобусы доставят вас в аэропорт.

С пассажиров, вылетающих в Афганистан, Бангладеш, Бутан, Бирму, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку, включая детей, взимается сбор в размере от 50 рупий; с пассажиров, вылетающих в другие страны - от 100 рупий.

Обслуживание в полете на уровне мировых стандартов, но алкогольные напитки подают только на международных рейсах. Взрослый пассажир может провозить 20 кг багажа, а в бизнес-классе - 30 кг.

Сбор на возврат билетов, приобретенных на месте, очень высокий, но это не касается билетов на местные рейсы, включенные в единый международный билет.

На территории Индии работает программа "Откройте Индию" ("Discover India"), которая предполагает неограниченное количество перелетов экономическим классом на всех внутренних авиалиниях. Один и тот же пункт можно посетить только один раз, за исключением пересадок. Цена: 750 долларов США. Программа действительна в течение 21 дня, начиная с даты первого перелета.

Программа "Молодежные тарифы Индии". По молодежному тарифу могут путешествовать пассажиры от 12 до 30 лет в экономическом или бизнес-классе на внутренних индийских линиях и рейсах Индия-Непал. Скидка 25% от цены билета в долларах США. Срок действия 120 дней.

Программа "Экскурсия в южную Индию". Полет в экономическом классе между любыми пунктами Южной Индии - Ченнай (Мадрас), Тричи, Мадурай, Тируванантапурам, Кочин, Коямпуттур и Бангалор. Для одиночных туристов эта программа действует при условии покупки ими билетов на рейс с Мальдивских островов или из Шри-Ланки в Индию через Ченнай (Мадрас), Тируччираппаллиили Тируванантапурам.

Новые внутренние авиалинии

В последнее время индийское правительство дало разрешение на работу авиарейсов частных авиакомпаний, которые работают под названием "Авиатакси". Наряду с государственными "Indian Airlines" девять частных компаний могут предложить удобные и выгодные программы по всей стране.

Частные авиакомпании "Jagsons", "Modiluft", "Jet Airways", "East-West Airlines", "Sahara" обслуживают только определенные внутренние авиалинии.

Расписания авиарейсов публикуются в журналах "Divan" и "Excel" и демонстрируются в телетекстах. Узнать их вы также можете в туристических агентствах и в крупных аэропортах.

Железная дорога

Индийская сеть международных железнодорожных перевозок крупнейшая в Азии и вторая по величине в мире. Она состоит из 62300 км рельсов, более 7030 железнодорожных станций и более 11200 локомотивов. Стоимость проезда сравнительно недорогая. Большое количество экспрессов соединяют крупные города. Там, где железнодорожное сообщение прерывается, можно добраться от станции до станции автобусом.

Категории проезда различны, начиная с самого дорогого I класса с кондиционером (стоимость билета сопоставима со стоимостью проезда подобного класса в других странах), и заканчивая самым дешевым вариантом - общим вагоном с билетом без места. Существуют также спальные вагоны с кондиционером и двухместными купе, а также сидячие вагоны с кондиционером (оба II класса); есть вагоны II класса с вентиляторами.

По приезде в страну желательно заранее заказывать билеты на поезда, по своему маршруту. На многих железнодорожных станциях имеются компьютерные системы, позволяющие резервировать билеты для поездки из каких-либо других городов. В крупных городах есть специальные туристические секции, персонал которых говорит по-английски, где обеспечивают билетами иностранцев, но платить за них надо долларами США (принимаются дорожные чеки или наличные). Если нет возможности заказать билет, но существует огромная необходимость поехать, попробуйте поговорить с начальников вокзала, возможно, он сможет выделить вам билет из туристической брони или кассы возврата билетов.

Экскурсионные бюро при железнодорожных кассах могут оказать помощь в планировании путешествий и заказе билетов.

Любители путешествий по железной дороге могут приобрести детальное расписание движения проездов - "All India Railway Time-Table" или краткие, но подробные расписания "Trains At A Glance".

Не забудьте уточнить, с какого вокзала отправляется ваш поезд, и приезжайте на вокзал хотя бы за час - полчаса до отправления поезда, чтобы найти свой вагон и место. Списки пассажиров с указанием номеров купе и мест выставляется за час до отправления поезда. Вам смогут оказать помощь служащий вокзала и кондуктор, отвечающие за отправку поезда.

Поезда в Индии движутся медленнее, чем в Европе, поэтому, если вы торопитесь, пользуйтесь экспрессами. Стоимость проезда в поездах относительно небольшая.

Будьте внимательны с багажом в поезде. Заранее запаситесь замками и цепочками для того, чтоб пристегнуть его внизу под сидениями.

Еду можно заказать через проводника вагона, а в некоторых поездах стоимость питания входит в стоимость билета. Спальные матрасы выдаются за отдельную плату на определенных маршрутах в вагонах I и II классов, но заплатить стоимость можно и во время заказа билета. Постельное белье выдается только в вагонах I класса с кондиционерами.

Комнаты отдыха (только на небольшой срок пребывания) имеются более чем на 1100 станциях; попасть в них можно в порядке живой очереди, но обычно они все заняты. Во всех залах ожидания первого класса имеются кушетки для пассажиров, но пользоваться придется своим постельным бельем. На вокзалах в Нью-Дели и Калькутте построены залы для транзитных пассажиров, комнаты отдыха в них можно заказать заранее.

Камеры хранения, где пассажиры могут оставить свой багаж, имеются на большинстве вокзалов, но обязательно запирайте чемоданы и сумки и не теряйте квитанции. Уточняйте время работы камер хранения, чтобы получить свой багаж вовремя.

В Индии действует специальная программа "Пропуск в Индии", когда по одному билету турист может путешествовать без ограничений на любых поездах в течение периода действия билета. Пользоваться этой программой могут только иностранцы и индийские граждане, проживающие за рубежом, при наличии действующего паспорта. "Пропуск" возможно приобрести находясь в Индии или через туристические агентства за рубежом. Оплата принимается только в свободно конвертируемой валюте. Дети от 5 до 12 лет могут путешествовать по "Детскому пропуску в Индию" всего за половину взрослого тарифа. Дети до 5 лет путешествуют бесплатно. Билет должен быть приобретен до прибытия в страну. В Индии не продается. "Пропуск" является именным и не может быть передан для пользования другому лицу. Путешественники обязаны иметь наготове паспорт на случай контроля. Держатели "Пропуска" освобождены от уплаты сборов за бронирование мест и надбавок за места в спальном вагоне. Купив "Пропуск", вы освобождаетесь от необходимости проходить все остальные формальности или заботиться о приобретении дополнительных проездных документов, куда бы вы ни отправлялись. "Пропуск" должен быть использован в течение года с даты приобретения. Срок действия исчисляется с момента начала первой поездки и заканчивается в полночь по истечению даты, указанной на нем. Стоимость "Пропуска" не компенсируется, и он не может быть восстановлен в случае утери или повреждения. "Пропуск" возможно вернуть только в офисе, где он был куплен, причем стоимость компенсируется в случае, если не было начато использование документа, и если еще не были забронированы места на поезд. "Пропуск в Индию" можно приобрести (рекомендуется делать это не менее чем за месяц) в некоторых агентствах разных стран или в Индии, в желенодорожных бюро сопровождения туристов, а также у ряда официальных распространителей "Пропуска" в Нью-Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе. Также вы можете приобрести "Пропуск" в международных аэропортах Дели, Бомбея и Мадраса.

Автотранспорт

Внутри Индии существует разветвленная сеть автобусных маршрутов, соединяющих между собой все части страны. Это особенно актуально для тех районов, в которых нет железнодорожного сообщения, в частности для высокогорных территорий. По большинству сельских дорог ходят старенькие автобусы, но на магистральных трассах все больше появляются автобусы-экспрессы с системой кондиционирования. На многих маршрутах, даже местных, билеты можно заказать заранее. Основная часть багажа перевозится на крыше автобуса, поэтому чемоданы надо запирать, а во время остановок проверять их наличие.

Во многих городах имеются автобусные службы.

В больших городах работают такси и авторикши, оплачиваемые по таксе. У них не всегда имеются счетчики, но если счетчик установлен, требуйте, чтобы его переключали при вашей посадке. Цены на услуги такси время от времени меняются и поэтому не всегда соответствуют показаниям счетчика, однако у водителя обязательно должна быть копия действующего тарифа. Такси бывают с кондиционером и без них. Цены колеблятся от 325 до 450 рупий, если машина с кондиционером. Для поездок за город существует покилометровый тариф, обычно в размере 2,30-3 рупии за километр в равниной местности (в гористой обычно 6 рупий за 1 км), а тариф ночной поездки - 100 рупий.

2.8. Развитие транспортного комплекса.

Среди развивающихся стран Индия выделяется сравнительно развитой транспортной сетью. Многие дороги были построены ещё при колониальном режиме.

Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, протяженность которых свыше 60 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных грузовых перевозок Индии, что составляет 800тыс. т грузов и 9млн пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок Индия занимает 5-е место в мире. Главные магистрали проходят вдоль долины Ганга, а также вдоль морских побережий. От крупных городов (Бомбей, Калькутта, Мадрас, Дели) проложены железнодорожные магистрали в глубь страны (двухпутные, с широкой колеей железные дороги). Но состояние дорожной сети и подвижного состава зачастую неудовлетворительное вследствие длительного использования, нехватки средств на реконструкцию. Отмечается большой объем перевозки грузов и пассажиров.

Национальные автострады соединяют между собой крупные города и часто дублируют железные дороги. Автомобильный транспорт занимает во внутренних перевозках второе место. Общая протяженность автомобильных дорог Индии 1970 тыс. км. В том числе дорог с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием составляет 960 тыс.км. Однако выход к таким дорогам имеют лишь около 1/3 населенных пунктов Индии. Большинство индийских дорог, особенно в глубинке, - грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

Речной транспорт большого хозяйственного значения не имеет. Протяженность внутренних водных путей составляет 16180км. Внешнеторговые перевозки в основном выполняет морской транспорт. Растет роль отечественного торгового флота. Крупнейшие морские порты - Бомбей, Калькутта, Мадрас. Индия располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морских грузовых перевозок страны осуществляется иностранными судами.

2.9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.

Отдельные районы Индии значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Каждый такой район охватывает несколько штатов, связанных единой географической и хозяйственной общностью, реже ограничивается одним крупным штатом.

Экономико-географическое районирование Индии проводится разными исследователями - индийскими и зарубежными - по-разному. Некоторые региональные различия в экономической жизни этой великой страны дают выделяемые на её территории экономические районы: Северо-Восточный, Западный, Южный и Центрально-Северный.

Северо-Восточная Индия - наиболее многоотраслевой экономический район, в пределах которого сложился мощный индустриальный комплекс страны. Уникальное сочетание полезных ископаемых обусловливает активную индустриализацию района, превращение его в годы независимости в главную угольно-металлургическую базу Индии. В долине р. Дамодар концентрируется около 60% месторождений каменного угля страны, включая почти все разведанные запасы коксующихся углей. Южная часть плато Чхота-Нагпур богата высококачественными железными рудами. Здесь сосредоточены также большие запасы марганцевых руд и бокситов, известные урановые месторождения. Обильны запасы неметаллических полезных ископаемых - слюды, огнеупорных глин, известняков и т.д.

На этой базе развиваются разнообразные группы производств: черная металлургия (действуют четыре крупных металлургических комбината из пяти), теплоэнергетика, промышленность минеральных удобрений и строительных материалов, тяжелое металлоемкое машиностроение (выпуск горно-шахтного и металлургического оборудования, экскаваторов, транспортных средств - локомотивов, железнодорожных вагонов), а также автомобилестроение и др.

Вместе с тем в Северо-Восточной Индии сконцентрированы основные посевы риса, почти всё производство джута и чая. Важнейшим районообразующим ядром здесь выступает Калькутта и её агломерация, объединяющая более 70 городов. Калькутта - бывшая столица Британской Индии получила импульс для развития еще в колониальный период. Сегодня Калькутта - город острых социальных контрастов. Транспортная, жилищная, энергетическая проблемы, а также проблемы водоснабжения и продовольствия стоят здесь очень остро. Сегодня в сферу её влияния втянуты практически все штаты Северо-Восточной Индии.

По некоторым экономико-географическим особенностям Западная Индия напоминает Северо-Восточную: примерно одинаково их широтное расположение, сходны уровни их экономического развития. Однако различие в специализации появляется достаточно четко.

Западная Индия - главный нефтеносный район страны. Разработки нефти и газа ведутся в Гуджарате в районе Анклешвара и Камбейского залива, а также в районе берегового шлейфа Бомбея («Бомбейский свод»). 12 млн. т. железной и 5 - 6 млн. т. марганцевой руды добывается ежегодно в Гоа. На Гуджарат приходится 60% общеиндийского производства поваренной соли.

Основные сельскохозяйственные культуры запада - земляной орех (арахис), хлопчатник, сахарный тростник (в Махараштре). В засушливых районах сеют просяные, на приморских низменностях и орошаемых землях речных долин - рис. Некоторые районы славятся своими фруктами. Сравнительно развито животноводство, главным образом молочное. На всем побережье Аравийского моря много рыболовецких хозяйств. Мороженная рыба из Гуджарата идет даже на рынки Дели. Махараштра и Гуджарат - ведущие промышленные штаты Индии. Здесь сосредоточена 1/3 предприятий организованного сектора обрабатывающей промышленности страны и 27% занятых в нем. Традиционно развитая здесь хлопчатобумажная промышленность в последние десятилетия широко дополнена нефтепереработкой и нефтехимией, предприятиями среднего и точного машиностроения. Быстро развивается химическая промышленность, в том числе производство искусственных волокон. Экономическое «сердце» Западной Индии -Мумбаи (Бомбей) - главный морской порт страны, один из крупнейших промышленных, торгово-транспортных, финансовых и культурных центров.

Экономический потенциал Южной Индии заметно уступает двум выше рассмотренным районам. Основу его экономики составляет сельское хозяйство.

Южная Индия - важный район рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов, главный табаководческий район. Из продовольственных культур широко культивируются также просяные. В горном массиве Нилгири разбиты плантации чая, кофе(4/5 общеиндийского сбора кофе - в Карнатаке) и каучуконосной гевеи (90% посадок - в Карале). Важное место занимает производство специй и пряностей: 96% сбора черного перца, около 755 - кардамона и 40% - имбиря дает Керала. Этот штат также главный поставщик орехов кешью. В Карнатаке развито шелководство (4/5 общеиндийского производства шелка).

Из минеральных ресурсов Южной Индии следует выделить бокситы, слюду, марганцевую руду, лигниты, медь. В Селаме (Тамилнад) добывают железную руду. Из прибрежных монацитовых песков Кералы извлекают титан и ильменит. В Коларе (Карнатака) находится единственная в Индии шахта по добыче золота - одна из самых глубоких в мире; работы в ней ведутся на глубине 2895 м. в Анхра-Прадеш разрабатывается месторождения урановых руд. На этот штат приходится также 100% разведанных в Индии запасов вольфрама.

Южная Индия активно наращивает промышленный потенциал. Традиционные отрасли - переработка сельскохозяйственного сырья и текстильная промышленность - в последние годы потеснены транспортным, средним и точным машиностроением, металлургией, нефтепереработкой (Чинаи, Хайдарабад, Висакхапатнами и др.).Южная Индия активно участвует в осуществлении индийской космической программы. В Бангалоре функционирует Центр по созданию спутников. В Тривандруме - центр космической науки и технологии, который занимается эксплуатацией космодрома в Тумбе, откуда запускают метеорологические ракеты. На острове Шрихарикота, к северу от Мадраса, сооружен космодром для запуска более мощных ракет, в том числе для выведения на орбиту искусственных спутников Земли.

Крупнейший город Южной Индии - Мадрас - административный центр штата Тамилнад. Это четвертый по величине горд, один из главных портов и промышленных узлов страны.

На Северную Индию, совпадающую с самым крупным штатом - Уттар-Прадеш, приходится 9% территории и 1/6 населения страны. Это исторический центр индийской культуры. Древние священные города Хардвар, Варанаси, Матхура вдохновляли индийских философов, мыслителей, поэтов и сказителей.

Уттар-Прадеш - аграрный штат (в сельской местности проживает 86% населения), является крупнейшим производителем зерновых (около 21% общеиндийского производства), в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, картофеля, фруктов. Район дает половину сахарного тростника. Северная Индия стоит на одном из последних мест в Индии по уровню промышленного производства ипо темпам экономического развития. Традиционно ведущими промышленными отраслями здесь были сахарная промышленность, производство растительных масел и обработка кож (Канпур и Агра). В Уттар-Прадеш сосредоточены важные центры подготовки научных кадров: сотни колледжей, десятки университетов.

Центральная Индия - это по сути дела крупнейший по площади штат страны Мадья -Прадеш (443,5 тыс. км?). Примерно 1/3 территории штата покрыто лесами. Центральная Индия до сих пор одна из наиболее отсталых частей страны. Около 80% населения проживает в сельской местности. Орошается лишь 14% обрабатываемых площадей. Основные продовольственные культуры: на востоке - рис, на западе и северо-востоке - пшеница и просто (джовар). Главная техническая культура - хлопчатник грубых коротковолокнистых сортов. Культивируются масличные и сахарный тростник. Осуществляются программы широкого внедрения сои. Промышленность представлена хлопчатобумажными и маслодельными фабриками, а также лесопильными предприятиями, добычей марганцевых руд. И бокситов. Этот штат занимает 1-е место в стране по добыче известников, благодаря чему здесь возникла крупная цементная промышленность. введутся крупные разработки огнеупорных глин и каолина. В Панне разрабатывается единственное в Индии месторождение алмазов. Вместе с тем за годы независимости здесь заметно оживилось промышленное строительство. С помощью СССР построены металлургический завод в Бхилаи, алюминиевый комбинат в Корба, сооружен целый ряд предприятий машиностроительной, легкой промышленности, электроэнергетики.

2.10. Внешние экономические связи, экспорт, импорт. Участие в интернациональных экономических союзах.

Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение труда. Внешнеторговый оборот - 104 млрд. долл., 2001г. (экспорт - 43 млрд. долл.; импорт - 61 млрд. долл.) .

Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия, ювелирные изделия и драгоценные камни, сельскохозяйственные и продовольственные товары, машины, а также рудные полезные ископаемые, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 21% мирового экспорта чая.

Индия экспортирует железную руду преимущественно в Японию, а также в некоторые европейские страны.

В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов, машин, оборудования, оружия, смазочные масла.

Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США(19,3% экспорта и 9,5% импорта) ФРГ, Япония, Великобритания. Несмотря на созданный в 1985 году Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), масштабы внешней торговли с ближайшими соседями-членами этого блока (Пакистан, Бангладеш и др.) невелики. Расширяются торговые связи Индии со странами Юго-Восточной Азии.

Индия является членом таких организаций как:

АФБР - Африканский банк развития;

АЗБР - Азиатский банк развития;

ТКК - Товарно-кредитная корпорация;

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

АПК Cеверного Кавказа

Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя...

Инфраструктурный комплекс Чувашии

Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт - “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил...

Машиностроение США

Машиностроительный комлекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Это можно объяснить тем, что США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом...

Металлургический комплекс России

В отрасли есть некоторые проблемы, которые значительно тормозят ее развитие. Во-первых, это по-прежнему достаточно низкая емкость внутреннего рынка (т.е. возможный объем реализации товара при определенном уровне цен), а во-вторых...

Металлургический комплекс РФ: черная металлургия

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов...

...

Характеристика Причорноморського економічного району

З розвитком суспільного виробництва, його інтенсифікацією зростає роль організації відпочинку. Для цього необхідне сполучення певних умов та ресурсів, а також організація їх використання...

Характеристика химического комплекса Украины

Как уже отмечалось в первой главе, основу химического комплекса составляют производители минеральных удобрений. В 2008 г. предприятия Украины снизили производство удобрений на 5,8% и составили 2673 тыс. тонн (в пересчете на 100% содержание азота)...

Характеристика черной металлургии как отрасли экономики

Экономико-географическая характеристика Самарской области

Для характеристики экономико - географического положения Самарской области, необходимо составить таблицу характерных особенностей ЭГП...

Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая

Роль Китая в мировой экономике. Ещё в середине ХХ в. Китай был довольно отсталой, преимущественно аграрной страной; нередко его называли «больным человеком Азии». С тех пор прошло всего несколько десятилетий...

Действуют левостороннее движение.

Общая протяженность автомобильных дорог страны - 3,316,452 км, из них 200 км скоростных автомагистралей (2006).

Аэропорты: 345 (на 2008) . Аэропорты - с покрытием взлетно-посадочной полосы: 251. С грунтовой взлетно-посадочной полосой: 94. Вертолетных площадок: 30 (2007).

Водные пути: 14,500 км. В Индии судоходны нижние течения рек Ганг, Кришна, Годавари, Кавери.

Территория Индии покрыта разветвленной сетью железных дорог. Общая протяженность железных дорог: 63,327 км. Широкая колея: 49820 км - 1.676-м колея (17786 км электрифицировано), узкая колея: 10621 км - 1.000-м колея (135 км электрифицировано).

Последние изменения: 27.01.2013

Общественный транспорт

Основу городского транспорта составляют автобусы. В крупных городах и в курортных районах они достаточно современны, многие оснащены кондиционерами. Пригородные линии и автобусы частных компаний зачастую достаточно ветхие. Плохое техническое состояние, плохие дороги, переполненность многих линий, множество остановок и обилие карманных воров, как на остановках, так и в салоне, уже вошла в поговорку, поэтому туристам пользоваться автобусными маршрутами рекомендуется с большой осторожностью. Вместе с тем автобус остается самым дешевым (хотя и самым неудобным) способом передвижения по стране.

В Индии три вида такси: собственно такси, моторикши и велорикши. Расценки за поездку обычно крайне невелики. Принято округлять сумму до большего значения. Нужно договариваться о цене заранее при посадке и ни в коем случае не изменять ее. Ночью тарифы выше в полтора раза.

Нью-Дели, Мумбае, Колкате, Ченнаи имеют свой метрополитен. Поезда и станции столичного метро оборудованы мощными кондиционерами и надежной системой противопожарной безопасности.

Последние изменения: 04.06.2010

Авиационный транспорт

Авиаперевозки в Индии в последние годы переживают настоящий бум. Порядка трех десятков авиакомпаний осуществляют перевозки по стране. А конкуренция, неизбежная при такой ситуации, лишь на руку туристу.

Авиалинии, обслуживаются достаточно современными самолетами.

Последние изменения: 04.06.2010

Железнодорожный транспорт

Основной объем пассажирских и грузовых перевозок обеспечивают железные дороги. Между крупными городами курсируют скоростные поезда с вагонами, оснащенными кондиционерами. Поезда-экспрессы менее комфортабельны, но дешевле почти на 30%. Спальные вагоны подразделяются на несколько классов.

Общее правило для всех классов - довольно грязно. Грязи несколько меньше в более высоких классах.

Горные районы обслуживаются множеством линий, построенных ещё англичанами, поэтому подвижной состав далеко не нов, а колея дорог имеет зачастую разную ширину, отсюда малая скорость движения и частые пересадки при поездке.

Последние изменения: 04.06.2010

Водный транспорт

Водный транспорт в Индии развит довольно слабо.

Морское сообщение существует между Порт-Блэр, Калькуттой и Мадрасом (только во время туристического сезона), а также между Калькуттой и Мадрасом. Более современная линия - между Кочином и Лакшадвипскими островами.

Побережья Кералы ходят регулярные пассажирские суда, несколько рейсов, в том числе настоящий колесный пароход, связывают Аллапуджу и Ковалам.

Между Мумбаем (Бомбей) и Гоа курсирует современный катамаран с кондиционированными салонами.

Последние изменения: 04.06.2010

Прокат авто

В Индии представлены все основные международные компании по прокату автомобилей. Кроме того, десятки местных компаний.

Для аренды автомобиля необходим полис страхования гражданской ответственности и международные водительские права. Офисы по аренде расположены при большинстве гостиниц, в аэропортах и деловых центрах крупных городов.

Плохие дороги, отсутствие необходимой инфраструктуры и массовое несоблюдение индусами правил дорожного движения приводят к необычайно высоким тарифам на прокат автомобиля.

Последние изменения: 04.06.2010

Полезное

Подавляющее число автодорог страны находится в плачевном состоянии. Трассы узкие, часто лишенные какой-либо разметки и дорожных знаков. Состояние полотна плохое. Много выбоин, ям, трещин. И все это на фоне плотного потока автотранспорта.


Индийские водители не соблюдают минимальных правил дорожного движения, техническое состояние транспортных средств ужасающее, в общем потоке часто движутся запряженные волами телеги, на полотно регулярно выходят слоны, священные здесь коровы (при их появлении пробка будет стоять до тех пор, пока животное само не уйдет с дороги) и другие представители местной фауны.


Водители переговариваются между собой условными знаками и сигналами, которые могут быть непонятны туристу за рулем. Встречный транспорт, известив участников движения трубным сигналом, начинает обгон по встречной полосе, вынуждая едущих навстречу съезжать на обочину. Моторикши, у которых не работают сигналы поворота, показывают, что собираются повернуть, быстрым взмахом руки. Впереди идущий автомобиль может легко остановиться посреди дороги, никак не предупреждая об этом других участников движения. Люди часто идут пешком по обочинам дорог, и следует проявлять большую осторожность.


Плюс ко всему вождение в Индии левостороннее.


Большинство рейсов авиакомпаний либо задерживается, либо отменяется. При этом права авиапассажиров, как правило, не соблюдают.


По правилам, таксисты и моторикши обязаны включать счетчики при посадке, но редко это делают, в особенности, когда видят перед собой туриста. Случаи обмана и обсчета туристов повсеместны, и следует проявлять изрядное упорство в торге с таксистами и рикшами. Кроме того, без вашего ведома могут быть предприняты попытки завезти в лавку сувениров или в “свой” отель, где таксист имеет комиссию.


В некоторых индийских штатах (Гоа и др.) официально существуют так называемые "дни таксиста" (например среда, пятница и суббота). В эти дни на территорию отелей допускаются только автобусы, доставляющие туристов в аэропорт или из него. Все остальные перевозки, включая экскурсии, имеют право осуществлять исключительно водители такси.

Индия — это великая страна, где люди вечно куда-то спешат. На дороге очень трудно понять какими правилами руководствуются водители машин, рикш, мотоциклов, велосипедов и мопедов — никто не соблюдает правил дорожного движения. Все просто едут, куда им нужно.

Воздушный транспорт Индии

— страна с хорошо развитой сетью международных перевозок, которые осуществляют индийские авиакомпании . Наиболее крупной из них является "Air India". Внутренние рейсы, а также рейсы в страны ближнего зарубежья ( , Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Непал) обеспечивает компания "Indian". С недавних пор большой популярностью в Индии пользуются небольшие частные авиакомпании, которые называются "Авиатакси". Подобных компаний в Индии насчитывается 9, и они вместе с государственными авиакомпаниями предлагают пассажирам достаточно выгодные условия перелетов. С расписанием рейсов пассажиры могут ознакомиться на страницах журналов "Excel" и "Divan", в телетекстах, а также обратившись в туристические агентства или справочные службы крупных аэропортов страны.

В Индии есть 4 крупных аэропорта — 2 из которых международные, расположенные в и Бомбее. "Дели Интернешнл" — аэропорт, который находится примерно в 20 км от Дели. "Мумбай" аэропорт Бомбея, расположенный в 30 км от города. Добраться из аэропортов до крупных отелей или офисов авиакомпаний можно на чартерных автобусах или на такси с установленным единым тарифом (если заказывать машину в зале аэропорта).

Кроме этого, в Индии есть примерно 70 аэропортов, обеспечивающих перелеты внутри страны. Это дает возможность летать в самые отдаленные индийские штаты с комфортом. Из близлежащих городов до аэропортов курсируют автобусы и поезда.

Все внутренние аэропорты Индии оборудованы комнатами отдыха, туалетами и другими удобствами для пассажиров, здесь можно воспользоваться банкоматами, посетить многочисленные магазины или кафе. Возле аэропортов, как правило, есть стоянки такси.

Обратите внимание, что во время туристического сезона авиарейсы перегружены, поэтому с покупкой билетов могут возникнуть проблемы. Лучше всего бронировать билеты заранее. Регистрация пассажиров на рейс начинается за 2 часа до вылета.

В международных аэропортах пассажиры, летящие в Шри-Ланку, Бирму, Бутан, Афганистан, Пакистан, Непал, Бангладеш или на Мальдивы, обязаны оплатить таможенный сбор, составляющий 50 рупий. Пассажирам, летящим в другие страны нужно оплатить сбор в размере 100 рупий.

Пассажиры, возраст которых составляет от 12 до 30 лет, могут воспользоваться специальной программой, которая называется «Молодежные тарифы Индии» и позволяет осуществлять перелеты внутри страны, а также рейсом Индия-Непал.

Рейсы индийских авиакомпаний очень часто отменяются или задерживаются. Это происходит на фоне частого несоблюдения прав авиапассажиров.

Железнодорожный транспорт Индии

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным в Индии . По размеру сети международных железнодорожных перевозок Индия занимает первое место в Азии и второе в мире. Практически все крупные города страны соединены между собой железной дорогой, а билеты на проезд в поездах сравнительно дешевые. В некоторых местах железная дорога может прерываться, в таком случае добраться от одной станции до другой можно на автобусе.



«Indian Pass» — это название специальной программы, действующей в стране, что в переводе означает «Пропуск в Индию». Данная программа предназначена исключительно для иностранцев и проживающих за границей индийских граждан, и позволяет совершать переезды на железнодорожном транспорте на протяжении определенного промежутка времени по одному билету. Оформить подобные билеты можно у представителей туристических агентств Индии или других стран, сотрудников международных аэропортов , Бомбея и Дели. Приобретение данного билета дает право его владельцу не оплачивать сборы за резервирование мест и надбавки за места в спальных вагонах. Воспользоваться билетом нужно в течение одного года с момента его приобретения. Стоит учитывать также, что данный документ является именным, и другой человек воспользоваться им не сможет. Для детей работает программа «Детский пропуск в Индию», которая дает скидку 50 % на проезд в железнодорожном транспорте детям в возрасте от 5 до 12 лет. Дети, не достигшие 5-летнего возраста, могут путешествовать на поездах бесплатно.

В индийских поездах существует насколько классов комфортабельности:

1. 2-х местное купе с кондиционером (класс 1А);

2. 4-х местное купе с кондиционером (класс 2А);

2. 6-ти местное купе с кондиционером (класс 3А);

3. Спальный вагон (Sleeper Class);

4. Общий вагон (II Second Class Seat).

В зависимости от класса стоимость билета значительно колеблется.

В местных поездах есть по два умывальника и четыре туалета в каждом вагоне (индийского и западного образцов). Вода здесь очень низкого качества, поэтому с её помощью можно только вымыть руки.

Проводники в вагонах предлагают пассажирам горячие обеды (в некоторых поездах они входят в стоимость билета).

На железнодорожных вокзалах страны для иностранных туристов работают отдельные билетные кассы. Однако лучше всего резервировать проездные билеты заранее с помощью специальных автоматов, установленных на станциях.

Кроме этого, на вокзалах рядом с железнодорожными кассами обычно расположены экскурсионные бюро, с помощью которых можно наиболее четко распланировать свое путешествие и заказать необходимые билеты.

Скорость движения поездов в Индии заметно ниже, чем в странах Европы. Поэтому, лучше всего ездить на экспрессах.

Во время поездки по индийским железным дорогам следует внимательно следить за багажом — лучше всего пристегнуть его под сиденьем с помощью цепочки с замком.

В нескольких крупных городах Индии ( , Мумбае, Нью-Дели) есть метрополитен, на станциях и в поездах которого установлены мощные системы кондиционирования и противопожарной безопасности.

Автомобильный транспорт Индии

Протяженность индийских автомобильных дорог составляет более 3,3 млн. километров. По этому показателю Индия занимает третье место в мире. Исходя из статистических данных, с помощью автодорог обеспечивается примерно 80% пассажирских и 65% грузовых перевозок Индии.

Состояние покрытия индийских автомобильных дорог очень плохое, при этом они очень узкие и на них часто отсутствует какая-либо разметка и дорожные знаки.





Разветвленная сеть автобусных маршрутов соединяет между собой все части Индии, что является особенно актуальным для районов без железных дорог, а также для высокогорий. По крупным магистральным трассам страны ездят преимущественно современные экспрессы со всеми удобствами, однако на деревенских дорогах встречаются старые автобусы. Практически всегда автобусы заполнены людьми до предела, поэтому багаж перевозится на крышах, в результате чего его часто воруют или теряют.

В Индии есть множество автомобилей такси, которые окрашены в желтый цвет. В них часто отсутствуют или сломаны счетчики, поэтому о стоимости поездки договариваться с водителем нужно заранее. Если все-таки в машине есть исправный счетчик, обязательно нужно требовать, чтобы его переключали при посадке. Водитель такси по требованию обязан показать пассажиру копию действующего на данный момент тарифа, так как цены здесь часто меняются. Стоимость поездки по городу может варьироваться от 325 до 450 рупий за 80 км. Ночная поездка на такси обойдется в 100 рупий. Если возникнет необходимость отправиться за пределы города, то пассажир должен будет заплатить от 2-х до 3-х рупий за километр в равнинной и 6 рупий за километр в гористой местности.

Полезно знать, что в отдельных штатах Индии (например, ) на официальном уровне утверждены «дни таксиста». В эти дни на территорию гостиниц допускаются исключительно автобусы, которые привозят туристов из аэропорта и отвозят их туда. Право на осуществление остальных перевозок, в том числе и экскурсий, принадлежит только водителям такси.

В крупных городах страны туристам предлагают автомобили с водителями, однако их стоимость будет несколько выше, чем услуги такси.

В Индии можно взять в аренду автомобиль , для чего необходимо наличие международных водительских прав и полиса страхования гражданской ответственности. Пункты аренды машин находятся при большинстве гостиниц.

Рикши — наиболее популярный индийский транспорт. Они разделяются на велорикши и моторикши. Водители этих транспортных средств помогут добраться в любую точку города максимально быстро, а стоимость поездки составит вдвое меньшую сумму, чем за услуги такси.

Авторикша или тук-тук двигается со скоростью до 60-ти километров в час. Этот вид транспорта с колесом впереди может делать резкие повороты. Три главные вещи, по мнению водителей авторикши, — громкие мощные гудки, хорошие тормоза и удача.

Перемещаться по городу удобно на велорикше. Велорикша — это такси на человеческой тяге. Этот вид транспорта бывает причиной ужасающих пробок, но в то же время, он компенсирует загрязнение от автомобилей.

Нужно иметь ввиду, что на индийских дорогах левостороннее движение, а также здесь очень много нарушений правил дорожного движения. Транспортные средства находятся в ненадлежащем техническом состоянии, в потоке автотранспорта можно встретить телеги, которые запряжены волами, на дорогу выходят слоны, а иногда и коровы, которые считаются здесь священными животными (в таком случае весь поток автотранспорта будет ждать, пока корова добровольно не покинет дорогу).

Кроме этого, туристов-автомобилистов могут ввести в заблуждение условные знаки и сигналы, с помощью которых, в основном, общаются местные водители.

Встречные автомобили начинают обгон, предупредив об этом только звуковым сигналом и, заставляя, таким образом, едущий навстречу транспорт выезжать на обочину. У моторикш практически всегда не работают или отсутствуют сигналы поворотов, вследствие чего они обозначают смену направления коротким взмахом руки.