Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия.

 Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия.
Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия.

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Ознакомьтесь с одной из самых популярных и зрелищных экскурсий, которая предусматривает поездку на автомобиле в город Тиволи и посещение знаменитой Вилла д’Эсте.

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох. Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории. И прежде всего - обожаемые туристами прекрасные виллы в античном и ренессансном стилях: Villa d’Este и Villa Adriana .

Вилла д’Эсте

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Создателем виллы считается кардинал Ипполит II д‘Эсте, который был назначен губернатором Тиволи в 1550 году. Приехав из Феррары, он поручил создание уникального замка архитектору Пирро Лигорио, который всего за несколько лет реализовал кардинальский проект. По воле судьбы, виллой затем владели разные люди, а в 1918 году она стала национальным достоянием итальянского государства. Ее полностью отреставрировали, благодаря этому она вновь обрела свое былое великолепие.

Вилла д’Эсте славится своими фонтанами, ими восхищался и старался их превзойти царь Петр I при сооружении фонтанов Петергофа.

Дворец представляет собой уникальный пример архитектуры и живописи эпохи Возрождения. Мы пройдем по украшенными росписью, фресками и полотнами залам. Узнаем о легендах, которые легли в основу их создания, погрузимся в атмосферу давно минувших веков и поговорим о владельцах дворца, об их пристрастиях, любви и ненависти, а также об удивительных гостях виллы. Полюбуемся прекрасным видом на сад и спустимся по элегантной лестнице Лигорио, чтобы услышать звуки органа под струями воды, увидим необыкновенной красоты парк и, конечно, сделаем отличные фотографии. Мы узнаем также, почему фонтаны имеют своеобразные названия и что они означают, а также проведем незабываемые часы в окружении красоты.

Покажем вам некоторые фонтаны виллы д’Эсте - малую долю того колдовства и очарования, которое ждет нас при встрече с этим великолепным творением.

Фонтан дель Биккьероне (Большая рюмка - слева, кликните!). Этот фонтан был выполнен почти столетие спустя после основной постройки виллы. Его автор - знаменитый скульптор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини.

Фонтан Рометта , его название означает “Маленький Рим”. И конечно, все остальные элементы этого фонтана имеют свой глубокий смысл.

Аллея ста фонтанов . Необыкновенный зрелищный эффект достигается чередованием веерообразных фонтанов и маленьких каскадов. Бархатная зелень покрывает разнообразные чередующиеся между ними фигурки.

Фонтан Гидравлического Органа . Знаменит этот фонтан своим уникальным звучанием: струи воды, попадая в металлические трубочки, производят удивительную мелодию.

Фонтан Драконов , или Вертящийся фонтан. Он расположен на аллее Гортензий. Его структура и оригинальный способ соединения с другими аллеями превращают всю композицию в нечто исключительное по замыслу и гармонии.

Вилла Тиволи (итал. “villa d’Este”) находится в 30 км от Рима на окраине г. Тиволи, здесь во времена римской империи была расположена загородная вилла императора Адриана.
В 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини (да-да, тот самый, что задумал фонтан-театр Треви!). Фонтаны виллы Тиволи стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа.

Виллу д’Эсте отличают 51 взаимносообщающийся фонтан, 64 искусственных водопада и водный сад, расположившиеся на квадратной миле пространства. Вы попадаете в сказку. Дом-дворец - это шедевр итальянского искусства, очень много мозаики, фресок, гобеленов, сохраненных в идеальном состоянии.

2.

3. У ворот виллы.

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю эстенского рода. Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги - одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора - на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений.

4. Вид с террасы на оливковую рощицу.

5.

6.

7.

8.

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито д"Эсте (сын Лукреции Борджа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на расположенной поблизости от виллы Адриана; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

9.

В 1605 кардинал Алессандро д"Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы».

Это базилика несчастного кардинала. (Несчастье его заключалось в том, что его так и не выбрали папой.)
10.

11.

12.

13. Фонтанчик в крытой галерее виллы.

Фрески в Зале Благородства, 1566-1567.
Художник Ф. Дзуккаро

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Гобелены.
20.

21.

Этот нарисованый шкаф - он не просто так шкаф. В моду тогда вошли подобные рисунки, отражающие личность их заказчика, его увлечения и социальный статус.
Кардинал-то был непрост!
22.

23.

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, "сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, “Кипящую лестницу”, названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”. Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон".

Поющий фонтан мог "петь", если посетитель парка наступал на определенные плитки аллеи, ведущей к нему.

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей "Книге о древностях" трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».

24.

25.

Фонтан Нептуна главный, он открывает этот чудный парк. Изначально в 1661 году был создан Бернини (да-да! тем самым Бернини, который задумал фонтан Треви в Риме). Он был почти полностью утрачен, фактически отстроен заново в 1927 А. Росси.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43. Таких рыбок можно встретить в местных прудах.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

54.

55.

56.

57.

58.

Основная идея следующей скульптурной группы - природа. Непознанная, еще не понятая человеком, не открывшая ему своих тайн. Орел - это не просто птичка, а герб кардинала. То, что внизу у фонтана - это вовсе не переделка из античной ваны. Это переделка из... античного саркофага:) Содержимое выбросили и пристроили экс-гроб на пользу католической церкви и ее служителям.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

Богиня плодородия раньше была с полноценными руками.. Но! - увы и ах... Туристам сообщали, что она считается покровительницей деторождения, и один чадолюбивый немец полез трогать ее за грудь, дабы обеспечить семье детишек. В результате богиня стала инвалидкой.

73.

74.

75. «Фонтан Дракона» полукружием обхватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой.

76.

Эта терраса выходит на аллейку 100 фонтанов.
77.

Примечательно, что нет одинаковых мордочек.

По слухам, они символизируют разные злые штуки, которые помешали кардиналу сделаться папой - недоброжелателей, например. Сверху - все те же кардинальские орлы.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

Аллейка 100 фонтанов заканчивается фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимающим полукруглую террасу. Основная тема фонтана — триумф Рима, потому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски. Обтекающий всю скульптурную композицию быстрый поток воды олицетворяет Тибр (остров Тиберина), на острове находится Капитолийская волчица и прочие символы вечного города. Один из фонтанов композиции оформлен в виде корабля в память установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

(Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570)

84.

85.

86.

87.

88.

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д"Эсте, Монтень делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в 18 веке он был разрушен, а затем - уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).
Он поющий. Поет и сейчас, но включают его 3 раза в день на 2 минуты. (Реально хватает старичка на полминуты, остальное - запись.)

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

Такие чудеса есть еще на свете.

Вилла д’Эсте в Тиволи: все залы виллы с описаниями и все фонтаны с фотографиями + карта, план, история кардинала д’Эсте и полезная информация.


Вилла д’Эсте это большой особняк с садом, который находится в Тиволи, пригороде Рима. Она известна благодаря саду в стиле итальянского Ренессанса с многочисленными фонтанами. Сейчас вилла д’Эсте причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО и принадлежит государству.











Адрес:
Италия, Тиволи, площадь Тренто, 5
Piazza Trento, 5, Tivoli, Italy (Italia)

Название на итальянском:
Villa d’Este

Название на английском:
Villa d’Este

Время работы:
Вторник – воскресенье: с 8:30 до 19:45 (расписание немного меняется в зависимости от сезона)
По понедельникам: с 14:00
Иногда вилла дополнительно открывается по вечерам и по понедельникам (см. сайт, раздел «news»)
Выходные: 1 , 1 , 25
Фонтан Органа первый раз играет в 10:30 и потом через каждые два часа
Фонтан Совы временно (2017) не работает

Телефон:
(+39 04) 127 19 036 (где 39 — телефонный код Италии)
Телефон для звонков по Италии: 199 766 166

Факс:
(+39 04) 127 70 747



Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни. Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. В процессе развития барочного паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма, и как зона, отведенная для растительного царства. Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры: регулярный сад и пейзажный парк.

Вилла д’Эсте в Тиволи, шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим. Садовый комплекс, располагается ниже дворца и соединяется с ним посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.
Вилла принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (1509-1572), который был сыном Лукреции Борджиа и племянником папы Александра IV. Назначенный губернатором Тиволи в 1550 году, он сразу же начал вынашивать идею о восстановлении традиционной резиденции губернаторов Тиволи и создании парка на крутом склоне у дворца, известного как «Валле Гауденте» (Веселая равнина). Автором проекта был архитектор и археолог Пирро Лигорио, ему помогало множество художников и ремесленников. В 1563 году под руководством Джироламо Муциано началась отделка внутреннего убранства дворца, затем работы продолжились под руководством Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные Джанлоренцо Бернини.
В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.



Церковь Санта Мария Маджоре в Тиволи


Фонтан Венеры во внутреннем дворе дворца.
Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид.


Двор с трех сторон окружен галереями.


Двойная лоджия дворца.


Балкон с фонтаном «Триподия».


Пирро Лигорио. Фонтан Органа. 1568
Фонтан знаменит первым для того времени гидравлическим органом. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен.


Джанлоренцо Бернини. Фонтан Нептуна. 1661
(Реставрирован Аттилио Росси в 1927 году)



Рыбные садки


Фонтан Тиволи или фонтан «делль Овато» – впечатляющий водный спектакль, который был сделан мастером Курцио Маккароне в 1564-1570 годах по проекту Пирро Лигорио. Позади большого овального бассейна расположена обширная эскедра с арками и нишами, где десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над эскедрой возвышается мраморная статуя Венеры.


«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке.


«Сто фонтанов»


Фонтан драконов


Гиллис Ван де Влиете. Фонтан «Богиня Природы» или Дианы Эфезии. 1568


Фонтан совы


Курцио Маккароне (по проекту Пирро Лигорио) Фонтан «Рометта». 1567-1570


Салон фонтана. 1565
Парадный зал, расписанный под руководством Джироламо Муциано. На стенах изображены «соломоновы» колонны, которые создают иллюзию галереи с ведутами виллы.


Джироламо Муциано. Зал Геракла. Геракл на Олимпе


Федерико Дзуккари. Зал Славы. 1566-1568


Федерико Дзуккари. Зал Благородства. 1566-1568


Крытая галерея или «длинный рукав», связывающий между собой залы нижнего этажа, построен по принципу римских крытых галерей с освещением потолка через небольшие косые окна. Верхняя часть бочарного свода украшена мозаикой с изображением птиц и цветов.

«Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас».
Павел Муратов. Образы Италии. Спб., 2005